На протяжении всей истории человек стремился выразить себя, показать свои умения, мысли, чувства. А живопись уже с первобытных времен была отличным проводником (средством) для этого. На сегодняшний день живопись для многих людей становится не просто приятным занятием: создавая что-то новое, человек раскрывает свой потенциал, реализует свои творческие способности, познаёт себя и окружающий мир.

Рината Салахутдинова с детства занимается живописью, окончила художественную школу и ВУЗ с красными дипломами. Сейчас является директором дизайн студии «Gold Original».

- Рината, а когда ты поняла, что живопись – это твое?

Честно говоря, рисовать я начала с 5 класса. Я не потомственный художник, я потомственный спортсмен. У меня есть юношеский разряд по плаванию. Я даже в художественную школу поступила со второго раза. Да и выпускные экзамены сдала не с первого раза, хотя у меня и красный диплом (смеется).  А первый класс художественной школы я вообще доучивалась без какого-либо желания, и все из-за того, что меня однажды обидел преподаватель, раскритиковав нарисованного мною мишку. Но все изменилось с приходом нового педагога во втором классе. Она открыла во мне талант. Я начала лучше писать. У нас с ней были разногласия, и я часто смывала, стирала до дыр, когда то-то не получалось, я просто рыдала. Но все равно не уходила от нее. После этого я больше никогда не переставала писать.

- А с какими сложностями вы столкнулись во время обучения?

Ну, например, когда я только поступила в университет, очень сложно было привыкнуть к правильной постановке руки. В художественной школе мы просто рисовали, а здесь нас учили, как рисовать правильно. Разница между школой и университетом огромная. Особенно в преподавании. Если в школе достаточно свето-тени, то здесь нужно было знать и уметь делать различные переходы, и чтобы все штрихи были ровные. В итоге: 1 курс – у нас лекция, а все сидят и штрихуют карандашами, чтобы все штрихи были ровными. Все поля заштрихованы были. Иначе оценку не поставят. И резинкой нельзя было стирать – это считалось грязью. 

-Но обучение того стоило?

Да. То есть, могу сказать, дети, студенты – существа неблагодарные. Так как они думают, что все то, чего они добились, – это их заслуга. Не-е-е-т. Либо это в вас вложили, либо в тебя вкладывали, а ты не принял. Даже если ты талантлив, без основ вряд ли что-то выйдет.

У нас была преподаватель Розалия Васильевна, преподавала экслибрис в технике офорт. Это очень тяжелая техника для организма. Это берется медная или цинковая пластина, залачивается и рисуется, то есть  проскабливается рисунок и травится кислотой. Это очень вредно для рук, зрения. Где лак – ничего не травится, а где выемки – протравливается и получается картинка. Фишка в том, что с первого раза она не получается: например, где-то неправильно протравилось и ты это все снимаешь. Дальше у тебя есть 300 килограммовый огромный чугунный станок. Закладываешь туда краску и получается, что забившаяся туда краска отпечатывается. Вы просто понимаете, какая это сложность? Это очень сложный труд. А она нам это все преподавала. Я понимала, что она заслуженный художник, и когда к ней приходит всего три человека из группы, у нее просто наворачивались слезы на глаза, потому что она идет преподавать искусство и доносить технику. А студенты просто не пришли, так как было «окно» и они не захотели дождаться следующей пары... Это такое неуважение – не приходить на занятия! Я благодарна всем своим учителям, они многое мне дали.

Но в то же самое время в нас убивали художников. Правда. У меня есть живопись акварелью в четвертом классе художки – она более яркая, сочная, вкусная, чем на первом курсе. Ты смотришь на картину и видишь – да, все пропорционально построено, все красиво, замечательно, все выделено: и передний и задний план, все настолько сделано, что она как бы мертвая. Нет ни вкуса, ни сочности. Но дело в том, что из себя искоренить классику очень сложно. И только под большим вдохновением возможно это сделать.

- В каждой сфере могут быть кумиры или люди, уровень которых хочется достичь. У тебя такие люди есть?

У меня таких кумиров нет. Но где-то на 2 курсе я поняла, что все пишут по-разному. И начать писать, как кто-то, сразу не выйдет, из-за того, что рука не поставлена. А у человека рука ставится в течение всей жизни. То есть то, что я сейчас пишу, «рисуночки» по сравнению с тем, что я буду писать в 30 лет. А я знаю, что я буду писать шикарно, и понимаю это. Но, конечно, я хочу этого сейчас! (смеется)

- А бывает так, что хочешь написать что-то, но не получается?

Конечно, бывает! Вот я сажусь, а краска не идет в кисти. Это нельзя объяснить. Ну, вот ты пишешь, пишешь, а отходишь от картины через полтора часа и понимаешь, что совсем не то. А бывает, ты сидишь и мазюкаешь, и мазюкаешь, и мазюкаешь…

- Последнее, наверное, относится и к твоей картине «Птичий базар»? Она просто поражает глубиной.

Она написана под впечатлением от восточного базара и продавцов птиц. Я видела это по каналу Discovery. Там, на высоте двух метров, было навешено много-много блестящих клеток, в которых чирикали птицы. В сюжете говорилось о том, что птицы умирают под палящим солнцем, а продавцы сидят в тени от клеток. На меня этот сюжет произвел сильное впечатление, что я решила написать картину «Птичий базар». Вообще эта картина – эскиз к дипломной работе. Сама картина гораздо больше размером, поэтому смотрится еще лучше: там больше людей, есть массовка, кто-то с кем-то спорит. И мне нравится, что там много цветов: холодная тень, красные блики. По-моему, это очень сильно. Я люблю все такое яркое. Вообще, я любитель импрессионизма, слияния красок.

- Рината, а чтобы ты могла сказать людям, которые только начинают рисовать?

Я сейчас преподаю в собственной дизайн-студии и когда ко мне приходят девчонки, которые боятся даже начать, я объясняю и показываю им, что все легко и просто. И люди к концу урока сияют. Я доходчиво говорю, что и как нужно делать, без преподавательского снобизма. Мне нравится преподавать и делать людей счастливыми.

И еще, если боишься, то лучше идти не в художественную школу, а к художнику. Нужно найти художника, чьи работы нравятся, и пойти к нему учиться. Корки не важны и не нужны, если ты решил начать писать для себя. Поговори с этим художником. Если он хороший человек, он тебе откроется. Он даст много информации и позитива. Возможно, ты не сильно продвинешься, но у тебя будет столько вкуса к жизни, и ты будешь пытаться творить. Пусть получится и не с первого раза. Ну, если только ты не гений. Но большинству, кто хочет попробовать писать, нужно именно попробовать. Некоторые не могут даже мазка сделать, сидя перед холстом, потому что боятся. Сейчас есть такие холсты, которые уже разрисованы как под копирку, а они все равно не могут. У них ступор, они боятся испортить. И этот страх надо перебороть. Идеального не существует, а исправить можно все, особенно масло. Не надо стремиться за идеалом, ты будешь таким, какой ты есть. Неважно, в какой технике ты будешь писать, главное – чтобы тебе это нравилось. Главное – наслаждаться жизнью.